Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог? Кто такой дефектолог и логопед-дефектолог? С какими детьми работает дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?
Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В условиях раннего обучения и воспитания возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии ребёнка.
Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального.
Дефектологи работают с детьми, имеющими нарушения:
- задержка психического развития (ЗПР);
- задержка психомоторного развития (ЗПМР);
- задержка психоречевого развития (ЗПРР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- олигофрения (умственная отсталость);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- аутизм (РДА);
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
- сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
- общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
- нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
- трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
- проблемы обучения в школе;
Приоритетное направление дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.
Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы.
На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям:
- развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
-развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
- развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
- развитие и коррекция мышления;
- развитие и коррекция речи (устная, письменная);
- развитие и коррекция моторики (моторной функции);
- развитие и коррекция зрения;
- развитие и коррекция слуха;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
-развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности.
Поделиться с друзьями: