Кто такой логопед-дефектолог?

Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог? Кто такой дефектолог и логопед-дефектолог? С какими детьми работает дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?

 Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В условиях раннего обучения и воспитания возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии ребёнка. 

 Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует  проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального. 

Дефектологи работают с детьми, имеющими нарушения:     

 - задержка психического развития (ЗПР);

 - задержка психомоторного развития (ЗПМР);

 - задержка психоречевого развития (ЗПРР);

 - задержка речевого развития (ЗРР);     

 - олигофрения (умственная отсталость);    

 - детский церебральный паралич (ДЦП);    

 - аутизм (РДА);    

 - синдром Дауна;

 - перинатальная энцефалопатия (ПЭП);

 - минимальная мозговая дисфункция (ММД);

 - синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);     

 - сложная структура  дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);

 - общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);    

 - нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;    

 -  трудности в усвоении знаний в  предшкольный период;    

 - проблемы обучения в школе;

 Приоритетное направление дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.    

 Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы.   

 На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям: 

 - развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);    

 -развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);    

 - развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);    

 - развитие и коррекция мышления;    

 - развитие и коррекция речи (устная, письменная);    

 - развитие и коррекция моторики (моторной функции);    

 - развитие и коррекция зрения;    

 - развитие и коррекция слуха;    

 - развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;    

 - восполнение пробелов в познавательной сфере;    

 -развитие и формирование элементарных математических представлений;    

 - развитие и формирование конструктивной деятельности.