Подготовка к обучению чтению

 

Подготовка к обучению чтению

 

Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки. Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенку нужно уметь находить сходства и различия между предметами и звуками окружающего мира. Научившись сравнивать группы предметов, классифицировать их, ребенок будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки в работе с буквами.

 

Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать? Развивать необходимые навыки. Какие?

 

 - Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.

 

- Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо. 

 

 

- Развитие восприятия звуков на слух.

  

Пяти-шестилетний ребенок ( при нормальном речевом развити) способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?). Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом. Но такая готовность может и не возникнуть у малыша сама по себе.

 

Четырехлетнего ребенка учите выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося определенный звук. Это начальный этап подготовки к обучению звуковому анализу слов. Согласные звуки можно выделять, произнося их протяжно, длительно (ЖЖЖук, ШШШапка, еЖЖЖ, коШШШка). Гласные выделяются протяжным произнесением (дОм, кОт). Задавайте малышу вопросы: "С какого звука начинается слово УУУж?", "Какой звук слышится после звука "у"?" Используйте в качестве наглядного материала кубики, картинки, игры.

 

Одновременное обучение чтению и печатанью букв совершенно не обязательно. Целесообразность этого определяется индивидуальными особенностями ребенка и его возможностями в настоящее время. Ведь многие дети 4-летнего возраста могут легко научиться читать, а написать буквы, особенно некоторые, им сложно. Если ваш малыш еще неуверенно пишет карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием. Лучше замените традиционное печатанье букв их раскрашиванием или штриховкой, лепите буквы из пластилина или теста, составляйте их из палочек, камушков, мозаики, дорисовывайте элементы букв.

 

Такие упражнения помогут развить мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, что позволит вашему ребенку с легкостью научиться писать разные буквы, но чуть позднее.

 

Особенно хочется предупредить о том, что не стоит обучать детей дошкольного возраста письменным буквам. Обучение каллиграфии - сложный и трудоемкий процесс, грамотно провести который может только учитель в начальной школе. Если вы сами будете обучать ребенка письменному начертанию и допустите неточность в показе или объяснении, малыш запомнит ваш вариант как модель, и впоследствии ее будет очень сложно исправить.