Тема: "Зима"

 

  Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и                                         животных к зиме.

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной, снежный, морозный, скрипучий и т.д.

 

Грамматический строй

 

1. «Назови действие» (подбор 3-х глаголов по смыслу)

Снег (что делает?) — ложится, сверкает, тает, блестит...
(снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

 

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

     Ветер - ветерок
(лед, зима, метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод)

 

3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.
(зима, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

 

4. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; предложение закончить и повторить его полностью)

Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые прячутся, а летом ...

 

5. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера ...
Сегодня снег сверкает, а вчера ...
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...

 

Связная речь

Составление рассказа - описания о зиме по плану:

1. Погода: небо, солнце, осадки.
2. Растения зимой.
3. Животные, птицы зимой.
4. Люди зимой: одежда, развлечения.

 

Логическое мышление

 

Ответь на вопросы:

  1. Оттепели сменились морозами.

Что было в начале, что потом?

  1. Чего больше – снегопадов или снежинок?
  2. Чего меньше – зим или зимних месяцев?

    Выучите с ребёнком любую загадку о зиме:

 

  1. Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

(декабрь)

 

  1. Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.   

(мороз)