Тема: "Овощи. Труд людей на полях и огородах осенью"

 

Тема: «Овощи. Труд людей на полях и огородах осенью».

 

Дети должны усвоить: когда собирают урожай овощей; где растут овощи; что из них готовят, в овощах много витаминов.

Словарь ребёнка должен включать слова: огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько, пресно.

 

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).

 

Огурец – огурчик

(помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)

 

2. «Один – много» (образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

 

а) Правильно называть один овощ и много овощей и на­оборот:

 

Огурец — ... (огурцы)

Помидор — ... (помидоры)

Кабачок — ... (кабачки)

Баклажан — ... (баклажаны)

Тыква — ... (тыквы)

Репа — ... (репы)

Луковица — ... (луковицы)

 

Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.

 

б) «Измени слова»  (по образцу):

 

Растет — растут

Зреет — ... (зреют)

Зеленеет— ... (зеленеют)

Спеет — ... (спеют)

Цветет — ... (цветут)

Краснеет — ... (краснеют)

Сажает — ... (сажают)

Копает — ... (копают)

Окучивает — ... (окучивают)

Рыхлит — ... (рыхлят)

Поливает — ... (поливают)

Убирает — ... (убирают)

  

3. «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):

 

Огурец - много огурцов

(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

 

4. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа):

 

Помидоры - мы наелись помидорами

Огурцы - ...          Перцы - ...

Баклажаны- ...     Бобы- ...

Кабачки - …

 

5. «Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):

 

Одна морковка, две морковки, пять морковок.

(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,

луковица, свекла, кабачок, баклажан)

 

6. «Подбери слово» (подбор прилагательных к существительным, 6-8 слов):

 

Огурец какой? (Зелёный, овальный, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(помидор, картофель, кабачок, лук, горох, капуста, редиска)

 

7. «Составь предложение» (противопоставления):

 

Помидор круглый, а морковь...

Помидор красный, морковь...

Помидор мягкий, а морковь ...

Помидор кислый, а морковь ...

У помидора внутри семечки, а у моркови ...

Помидор растёт на земле, а морковь ... (в земле)

 

8. «Исправь ошибку» (усвоение относительных прилагательных; исправленные предложения ребёнок должен проговорить

целиком):

 

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа.

 

9. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных):

 

Из картошки - картофельное пюре. Из тыквы – каша ...

Из огурцов - салат...     Из помидора - салат, сок ...

Из моркови - сок ...       Из гороха - суп ...

Из баклажанов – икра ... Из перца - приправа ...

Из лука – суп ...   Из чеснока - соус ...

 

10. Изменить слова, отвечая на вопросы.

Что делал? Что делала? ... Что делали ?

 

Сажают — . (сажал)(сажала) ... (сажали)

Копают — . (копал)  ... (копала) ... (копали)

Поливают -... (поливал) ... (поливала) ... (поливали)

Рыхлят — ... (рыхлил) ... (рыхлила) ... (рыхлили)

Окучивают— ... (окучивал) ... (окучивала) ... (окучивали)

Собирают — ... (собирал) ... (собирала) ... (собирали)

 

11. Слуховое внимание и память: прослушай слова. Какие из них обозначают овощи?

 

Салат, крапива, морковь.

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

 

 12. Слоговая структура слова.

 

(«прохлопай» слова по слогам, скажи, сколько слогов в слове ):

 

ПО - МИ - ДОР,  РЕ – ДИС - КА,  КА – БА - ЧОК,  ЛУК, РЕ – ПА

 

13. Связная речь.

 (составление рассказа - описания по схеме, можно использовать настоящий овощ):

 Что это?

Какой этот овощ по величине, форме, цвету, вкусу?

Где он растёт?

Где его можно купить?

Что из него готовят?

 

14. Нарисуй в тетради овощи, которые ты любишь.