Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья и кусты. Перелётные птицы».
- Выясните, знает ли ваш ребёнок названия времён года, какое время года сейчас? (поясните, что сейчас по календарю – осень, а в природе уже выпал снег) Помогите ребёнку запомнить, что в осени можно выделить несколько периодов: ранняя осень, «золотая» (почему так называется?) и поздняя осень.
Вспомните характерные признаки разных периодов осени.
2. Как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие)
Назовите перелетных птиц (ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок)
Загадайте загадки:
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(кукушка)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(ласточка)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
(аист)
Расскажите детям:
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
Попросите ребёнка назвать части тела птиц (туловище, голова, хвост, клюв)
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (по оперению, внешнему виду, величине)
Почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
Как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», «караваном», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц. А некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
“Один- много”:
Кукушка – кукушки, журавль - журавли, скворец - скворцы, соловей - соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди, грач - грачи, утка - утки, ласточка – ласточки, грачонок – грачата, аист – аисты гусенок – гусята.
“Кто как голос подает”:
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.
“У кого кто”:
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
«Чей, чья, чье?»:
Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.
3.Спросите, какие деревья и кустарники знает ваш ребёнок?
Назови части дерева (ствол, крона, корни)
Чем дерево отличается от куста? (взрослое дерево выше куста; у дерева один ствол)
Какие ягоды собирают на кустах?
Какие плоды растут на деревьях?
Добавь слова («деревья», «кустарники») в правильной форме:
Мы посадили на участке … (деревья, кустарники);
Стало много разных …
Птицы сидели на наших …
Птицы слетели с наших …
Учимся описывать деревья (кустарники) по вопросам:
Например: береза, ель, смородина, сирень.
- название
- дерево или кустарник?
- какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
- какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
- какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Учимся образовывать прилагательные от существительных:
Береза – березовый;
ель – еловый;
рябина – рябиновый;
сосна – сосновая;
осина – осиновый;
смородина – смородиновый;
липа – липовый;
яблоня – яблоневый.
Нарисовать в тетради любое дерево и кустарник.
Скажи в прошедшем времени:
растет – он рос – она росла, цветет – цвел – цвела, идет - … - …, шуршит - … - …, бежит - … - …, звучит - … - …, громыхает - … - …, стирает - … - …, моет - … - …
4. Найди ошибку и исправь:
Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.
5. Почитайте детям:
Алексей Плещеев
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
***
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
****
Александр Пушкин
Осень
(отрывок)
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Поделиться с друзьями: