Осень. Периоды осени

 

Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья и кусты. Перелётные птицы».

 

  1. Выясните, знает ли ваш ребёнок названия времён года, какое время года сейчас? (поясните, что сейчас по календарю – осень, а в природе уже выпал снег) Помогите ребёнку запомнить, что в осени можно выделить несколько периодов: ранняя осень, «золотая» (почему так называется?) и поздняя осень.

 

Вспомните характерные признаки разных периодов осени.


  2.  Как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие)
Назовите перелетных птиц (ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок)

 

Загадайте загадки:

 

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(кукушка)

 

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(ласточка)

 

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
(аист)

 

Расскажите детям:


Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.


Попросите ребёнка назвать части тела птиц (туловище, голова, хвост, клюв)


У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (по оперению, внешнему виду, величине)


Почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
Как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?  Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.


Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», «караваном», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц. А некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

 

“Один- много”:


Кукушка – кукушки, журавль - журавли, скворец - скворцы, соловей - соловьи, 
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди, грач - грачи, утка - утки, ласточка – ласточки, грачонок – грачата, аист – аисты гусенок – гусята.

“Кто как голос подает”:


Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

“У кого кто”:


У кукушки – кукушонок, кукушата. 
У журавля - журавленок, журавлята. 
У скворца - скворчонок, скворчата. 
У лебедя - лебеденок, лебедята. 
У грача - грачонок, грачата. 
У утки - утенок, утята. 
У аиста – аистенок, аистята. 
У гуся – гусенок, гусята.

 

«Чей, чья, чье?»:

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

 

 

  3.Спросите, какие деревья и кустарники знает ваш ребёнок?

 

Назови части дерева (ствол, крона, корни)

Чем дерево отличается от куста? (взрослое дерево выше куста; у дерева один ствол)

Какие ягоды собирают на кустах?

Какие плоды растут на деревьях?

 

Добавь слова («деревья», «кустарники») в правильной форме:

Мы посадили на участке … (деревья, кустарники);

Стало много разных …

Птицы сидели на наших …

Птицы слетели с наших …

 

Учимся описывать деревья (кустарники) по вопросам:

Например: береза, ель, смородина, сирень.

  • название
  • дерево или кустарник?
  • какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
  • какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
  • какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

 

Учимся образовывать прилагательные от существительных:

Береза – березовый;
ель – еловый; 
рябина – рябиновый;
сосна – сосновая; 
осина – осиновый; 
смородина – смородиновый; 
липа – липовый;
яблоня – яблоневый.

Нарисовать в тетради любое дерево и кустарник.

Скажи в прошедшем времени:

растет – он рос – она росла, цветет – цвел – цвела, идет - … - …, шуршит - … - …, бежит - … - …, звучит - … - …, громыхает - … - …, стирает - … - …, моет - … - …

 

  4. Найди ошибку и исправь:

Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

 

 

5. Почитайте детям:

 

Алексей Плещеев

Осень

Осень наступила, 
Высохли цветы, 
И глядят уныло 
Голые кусты. 

Вянет и желтеет 
Травка на лугах, 
Только зеленеет 
Озимь на полях. 

Туча небо кроет, 
Солнце не блестит, 
Ветер в поле воет, 
Дождик моросит… 

Зашумели воды 
Быстрого ручья, 
Птички улетели 
В теплые края. 

***

А. С. Пушкин 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

****

Александр Пушкин

Осень

(отрывок)

                        
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.