Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, их внешний вид, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище), почему животных называют дикими, как их ещё можно назвать (звери).
1. «Скажи, какие?» (подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ»)
Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.
2. «Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж существительного)
Медведь был ...(медвежонком).
(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)
3. «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):
Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок - ...
Лис, лисица и лисенок - ...
Медведица, медведь и медвежонок - ...
Лось, лосиха и лосенок - ...
Кабан, кабаниха и кабаненок - ...
Бобер, бобриха и бобренок - ...
Еж, ежиха и ежонок - ...
4. «Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных):
Лисенок - это лисий детеныш
Волчонок - ...
Лосенок - ..
Бельчонок -...
Барсучонок - ...
Зайчонок -...
Бобренок - ...
Мышонок -...
Медвежонок - ...
Ежонок -...
5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна лиса, две лисы, пять лис.
(белка, еж, волк, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)
6. «Назови признак» (подбор прилагательных к существительным)
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Заяц (какой?) – маленький, длинноухий, пугливый,…
Косуля – быстрая, грациозная, длинноногая, …
7. «Кто как голос подаёт? (подбор глаголов к существительным)
Лиса – тявкает
Медведь – рычит
Волк – воет
Белка – цокает
Ёж – пыхтит, фыркает
Кабан – хрюкает
Барсук – рычит
8. «Скажи ласково» (суффиксальный способ образования существительных):
Лиса – лисонька, лисичка
Заяц – заинька, зайка, зайчишка
Медведь –
Волк –
Ёж –
Крот –
Мышь –
Белка –
Барсук –
Кабан –
Лось –
Косуля –
Олень –
9. «Скажи, когда много» (употребление существительных множественного числа в родительном падеже):
Один волк в лесу – в стае много волков
Одна белка – много белок
И т. д.
10. Составить предложения со словосочетаниями «Две белки», «Пять волков», «Одна лисица». Сосчитать количество слов в каждом предложении, начертить схемы.
11. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность.
Прочитайте ребёнку текст, попросите пересказать.
Заяц.
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайца мягкая. Зимой она белая, а летом – серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу, под кустом, в норе.
В случае, если этот рассказ для ребёнка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребёнку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребёнок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.
Заяц зимой.
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом, и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрые ноги и острый слух.
- Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов?
Поделиться с друзьями: