Тема: "Дикие животные наших лесов"

 

Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, их внешний вид, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище), почему животных называют дикими, как их ещё можно назвать (звери).

1. «Скажи, какие?» (подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ»)

Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.

2. «Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж существительного) 
Медведь был ...(медвежонком).
(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)

3. «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):
Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок - ...
Лис, лисица и лисенок - ...
Медведица, медведь и медвежонок - ...
Лось, лосиха и лосенок - ...
Кабан, кабаниха и кабаненок - ...
Бобер, бобриха и бобренок - ...
Еж, ежиха и ежонок - ...

4. «Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных):

Лисенок - это лисий детеныш 
Волчонок - ...

Лосенок - .. 
Бельчонок -...

Барсучонок - ...
Зайчонок -...

Бобренок - ...
Мышонок -...

Медвежонок - ...

Ежонок -...

5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):


Одна лиса, две лисы, пять лис.


(белка, еж, волк, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)

 

6. «Назови признак» (подбор прилагательных к существительным)

Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …

Заяц (какой?) – маленький, длинноухий, пугливый,…

Косуля – быстрая, грациозная, длинноногая, …

 

7. «Кто как голос подаёт? (подбор глаголов к существительным)

Лиса – тявкает

Медведь – рычит

Волк – воет

Белка – цокает

Ёж – пыхтит, фыркает

Кабан – хрюкает

Барсук – рычит

 

8. «Скажи ласково» (суффиксальный способ образования существительных):

Лиса – лисонька, лисичка

Заяц – заинька, зайка, зайчишка

Медведь –

Волк –

Ёж –

Крот –

Мышь –

Белка –

Барсук –

Кабан –

Лось –

Косуля –

Олень –

 

9. «Скажи, когда много» (употребление существительных множественного числа в родительном падеже):

Один волк в лесу – в стае много волков

Одна белка – много белок

И т. д.

 

10. Составить предложения со словосочетаниями «Две белки», «Пять волков», «Одна лисица». Сосчитать количество слов в каждом предложении, начертить схемы.

  

11. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность.

Прочитайте ребёнку текст, попросите пересказать.

Заяц.

 У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайца мягкая. Зимой она белая, а летом – серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу, под кустом, в норе.

 

В случае, если этот рассказ для ребёнка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребёнку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребёнок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

Заяц зимой.

 Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом, и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрые ноги и острый слух.

- Где спит зимой заяц?

- Чем питается зимой заяц?

- Кто враги зайца?

- Что спасает зайца от врагов?